Бизнес план книжного магазина с расчетами

0
9004

Несмотря на наличие большого количества электронных носителей информации, букинистическая продукция в последнее время всё более востребована, поэтому книжный магазин имеет все шансы стать прибыльным бизнесом при грамотной организации и маркетинге.

Это неплохой старт для тех, кто любит книги и разбирается в литературе. Реализация идеи не потребует огромных инвестиций и не приведёт к серьёзным убыткам. Так как конкуренция в данной сфере довольно высокая, важно правильно выбрать нишу и спланировать стратегию развития не только на первое время, но и на будущее. Но перед этим стоит провести SWOT-анализ книжного бизнеса, оценив его сильные и слабые стороны.

Содержание

Плюсы и минусы бизнеса

Как и любой другой вид предпринимательства, продажа книжной продукции имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы бизнеса книжного магазина

Среди плюсов:

  • Возможность выбора формата с перспективой расширения ассортимента и создания сети магазинов;
  • Постоянство спроса, не зависящее от времени года;
  • Небольшой первоначальный капитал и сроки окупаемости проекта;
  • Отсутствие сроков годности;
  • Широкий круг целевой аудитории.

Среди минусов:

  • Достаточная наполненность рынка;
  • Торговая наценка в 1,8-2 раза.

Как открыть книжный магазин – пошаговая инструкция

Открытие книжного магазина сопряжено с многими нюансами. Это и размеры населённого пункта, и наличие конкурентов, и решение организационных вопросов с закупкой всего необходимого и наймом персонала.

Первым делом нужно определиться с форматом бизнеса, так как не каждый из них актуален. Например, стандартный книжный магазин с каждым годом теряет свою популярность. И, наоборот, формат лавки с узкой спецификой и эксклюзивной литературой, становится всё более интересным.

Крупноформатную торговую точку тоже не рекомендуется открывать новичкам.

Целесообразнее начать с небольшого магазина с конкретной специализацией, например, продажей детской и учебной литературы, беллетристики, спрос на которую относительно стабилен, либо точки с разнообразным, пользующимся спросом товарным ассортиментом.

Это позволит попробовать несколько вариантов форматов и выбрать наиболее востребованный из них.

Пошаговая инструкция

Вообще, перечень предлагаемых книжными магазинами товаров достаточно широк.

Его могут составлять:

Книги:

  • художественной литературы – фантастика, детективы, романы, приключения;
  • детской литературы – красочные иллюстрированные издания с рассказами и сказками, сборники стихов;
  • учебной и методической литературы – пособия, словари, учебники, карты;
  • профессиональной и прикладной литературы – книги на военную и медицинскую тематику, по кулинарии, астрологии, туризму, архитектуре и т.д.

Печатная продукция:

  • комиксы и постеры;
  • газеты;
  • календари;
  • журналы;
  • открытки;

Канцелярские товары.

Настольные игры и наборы для творчества.

Формируемый ассортиментный перечень зависит от формата точки, населённости города, рыночной ситуации. Перед его составлением стоит изучить рейтинг наиболее популярных изданий на сайтах известных онлайн-магазинов.

Анализ спроса и конкуренции

Данный этап предполагает изучение внутреннего рынка на уровень спроса, целевую аудиторию, число конкурентов, их предложение и цены. Согласно маркетинговым исследованиям основную часть покупателей составляют женщины средних лет и старше, приобретающих книжную продукцию для себя и членов своей семьи. Целевая же аудитория представлена всеми группами населения: детьми, подростками, студентами, работающими мужчинами и женщинами, людьми пенсионного возраста.

Главными конкурентами офлайн точек являются интернет-магазины, предлагающие книги по низким ценам. Тягаться с ними сложно, но при правильной маркетинговой политике с выделением конкурентных преимуществ, вполне возможно стать достойным участником рынка.

Поиск подходящего помещения

Для торговли книгами потребуется подыскать подходящее помещение в центральной части города, на оживлённых улицах, у жилых домов первой линии, рядом с образовательными организациями, магазинами, торговыми центрами. Достаточная площадь для размещения небольшого магазина – 30-50 кв. м., более крупного – 80-90 кв. м.

Поиск подходящего помещения

Помещение должно отвечать соответствующим санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, ведь книжная продукция относится к пожароопасной, иметь отдельный вход и транспортную развязку поблизости. Территорию книжного магазина следует поделить на торговый зал и подсобное складское помещение.

Интерьер стоит выполнить в лаконичном едином стиле

стены можно украсить постерами с иллюстрациями к известным произведениям, тематическими фотографиями и т.п. Следует создать уютную приятную атмосферу, мягкое освещение, удобное расположение стеллажей с возможностью быстрого поиска нужного издания.

С книгами прекрасно гармонирует дерево, поэтому желательно приобретать стеллажи и полки из данного материала. Над входом нужно повесить яркую запоминающуюся вывеску, красиво оформить витрину, рядом со стеллажами поставить скамеечки для отдыха посетителей. Аренда помещения обойдётся в 30-50 тыс. руб. в зависимости от площади, не считая затрат на косметический ремонт.

Оформление разрешительной документации

Книжный бизнес понадобится оформить в налоговой инспекции в качестве ИП при одном владельце либо ООО при наличии нескольких учредителей, подав пакет необходимых документов с заявлением по форме. Подходящая система налогообложения – УСН с уплатой 15% с разницы между доходами и расходами или 6% с общего дохода, код ОКВЭД – 52.47.

Оформление разрешительной документации

Для розничной продажи книг и канцтоваров лицензия не требуется, но нужно будет согласовать деятельность с Роспотребнадзором и получить разрешение пожарной службы, которая проверит помещение магазина на соответствие правилам пожарной безопасности организаций Роскомпечати ВППБ 46-01-95.

Закупка мебели и оборудования

Для полноценной работы книжный магазин потребуется оснастить соответствующим оборудованием и мебелью:

Наименование Стоимость за штуку Количество Общая сумма
Прилавок 5 тыс. руб. 1 5 тыс. руб.
Витрина 15 тыс. руб. 1 15 тыс. руб.
Противокражные рамки 22 тыс. руб. 1 22 тыс. руб.
Навесные стеллажи для выкладки товара 2 тыс. 500 руб. 1025 тыс. руб. 25 тыс. руб.
Напольные стеллажи 5 тыс. 500 руб. 12 66 тыс. руб.
Полки 2 тыс. Руб. 4 8 тыс. руб.
Стол 4 тыс. руб. 1 4 тыс. руб.
Стулья 1 тыс. руб. 4 4 тыс. руб.
Скамьи для посетителей 2 тыс. руб. 3 6 тыс. руб.
Шкаф 5 тыс. руб. 1 5 тыс. руб.
Компьютер или ноутбук 28 тыс. руб. 1 28 тыс. руб.
Кассовый аппарат 36 тыс. руб. 1 36 тыс. руб.
Вывеска 30 тыс. руб. 1 30 тыс. руб.
Итого: 254 тыс. руб.

Также могут пригодиться вертушки, горки, тумбы, навесные панели. Для быстрого поиска интересующей книги и товарного учёта понадобится установка программного обеспечения на базе 1С, стоимость которого составит 27 тыс. руб.

Закупка мебели и оборудования для книжного магазина

Закупка товара

Следующий этап – закупка книжной продукции и сопутствующих товаров. Поставщиками будут самостоятельно печатающие книги издательства, например, Литера, Махаон, Азбука, АСТ. Они предоставляют оптовым покупателям дисконт до 40%, но объёмы минимальных заказов не всегда подходят владельцу магазина.

Поэтому для начала можно работать не напрямую с издательствами, а поискать оптовых посредников среди местных региональных компаний, информацию о которых легко найти в интернете. Лучше заключить договора с двумя-тремя поставщиками на случай предупреждения срыва поставок при непредвиденных обстоятельствах.

Что касается закупочных цен, нельзя назвать конкретную стоимость книги, которая может стоить и 50, и 200, и 3 тысячи рублей. Не обязательно выкупать весь товар. Часть его можно взять под реализацию, оплатив издательству только доставку, а остальную сумму – после продажи книг. В среднем на закупку товара потребуется вложить от 150-300 тыс. руб.

Найм персонала

Количество персонала рассчитывается исходя из формата торговой точки. Так на небольшой магазин площадью в пятьдесят квадратов понадобится нанять четырёх продавцов-консультантов с посменным графиком работы, уборщицу на полставки, управляющего и менеджера по закупкам. Причём функции двух последних специалистов можно выполнять владельцу бизнеса, а бухгалтерию отдать на аутсорсинг.

Персонал книжного магазина

Продавцы должны быть начитанными, образованными, знать о книжных новинках и разбираться в последних тенденциях, чтобы с лёгкостью предложить клиенту подходящую книгу и рассказать о чём она. В целях мотивирования продаж стоит установить им заработную плату из фиксированной ставки и процента с выручки.

Сколько нужно вложить на старте

Стартовые инвестиции также зависят от формата магазина и варьируются в пределах от 400 до 900 тыс. руб. и более.

Основные статьи расходов приведены ниже:

  • Аренда и подготовка помещения – 100 тыс. руб.;
  • Приобретение необходимого оборудования и вывески – 254 тыс. руб.;
  • Закупка первой партии товара – 250 тыс. руб.;
  • Установка программного обеспечения – 27 тыс. руб.;
  • Регистрация бизнеса и получение разрешительной документации – 10 тыс. руб.;
  • Маркетинг и непредвиденные расходы – 40 тыс. руб.

Итого – 681 тыс. руб.

Это среднее значение, окончательная сумма может быть как меньше, так и больше приведённой. В текущие расходы войдут: выплата заработной платы, коммунальные платежи, аренда, налоги, закупка товара и расходных материалов т.д.

Расчёты рентабельности

Планируя ожидаемый доход, предположим, что минимальная дневная выручка с пятнадцати покупателей со средним чеком в 400 руб. составит 6 тыс. руб., в месяц это 180 тыс. руб., из которых 60 тыс. руб. – чистая прибыль. При данных значениях вложения окупятся за год-полтора работы, а рентабельность дойдёт до 11%.

Риски бизнеса

Занимаясь книжным бизнесом, нужно быть готовым к возможным рискам, способным повлиять на развитие и прибыль магазина.

Риски бизнеса
meditating man in the library with books on head

Среди наиболее вероятных из них:

  1. Демпинг цен конкурентами, выход из которого – пересмотр ценовой политики с понижением цены одной группы товаров за счёт повышения другой.
  2. Низкий уровень спроса, исправить который способна активная наружная и интернет-реклама, пересмотр товарного ассортимента, внедрение программы лояльности клиентов – распродажи, бонусы, акции, подарки и др.
  3. Застой некоторых книг на полках и как решение проблемы – отказ от неходовых позиций, снижение цен на них, составление ассортиментного перечня на основе рейтинга самых продаваемых книг.

Торговля книгами требует ответственного и обдуманного подхода с предварительными расчётами и планированием каждого этапа реализации идеи. Иначе ошибок не избежать. Зато в случае успеха предприниматель получает стабильный доход, перспективы дальнейшего расширения и процветающий бизнес.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here