Несмотря на наличие большого количества электронных носителей информации, букинистическая продукция в последнее время всё более востребована, поэтому книжный магазин имеет все шансы стать прибыльным бизнесом при грамотной организации и маркетинге.
Это неплохой старт для тех, кто любит книги и разбирается в литературе. Реализация идеи не потребует огромных инвестиций и не приведёт к серьёзным убыткам. Так как конкуренция в данной сфере довольно высокая, важно правильно выбрать нишу и спланировать стратегию развития не только на первое время, но и на будущее. Но перед этим стоит провести SWOT-анализ книжного бизнеса, оценив его сильные и слабые стороны.
Содержание
Плюсы и минусы бизнеса
Как и любой другой вид предпринимательства, продажа книжной продукции имеет свои преимущества и недостатки.
Среди плюсов:
- Возможность выбора формата с перспективой расширения ассортимента и создания сети магазинов;
- Постоянство спроса, не зависящее от времени года;
- Небольшой первоначальный капитал и сроки окупаемости проекта;
- Отсутствие сроков годности;
- Широкий круг целевой аудитории.
Среди минусов:
- Достаточная наполненность рынка;
- Торговая наценка в 1,8-2 раза.
Как открыть книжный магазин – пошаговая инструкция
Открытие книжного магазина сопряжено с многими нюансами. Это и размеры населённого пункта, и наличие конкурентов, и решение организационных вопросов с закупкой всего необходимого и наймом персонала.
Первым делом нужно определиться с форматом бизнеса, так как не каждый из них актуален. Например, стандартный книжный магазин с каждым годом теряет свою популярность. И, наоборот, формат лавки с узкой спецификой и эксклюзивной литературой, становится всё более интересным.
Крупноформатную торговую точку тоже не рекомендуется открывать новичкам.
Целесообразнее начать с небольшого магазина с конкретной специализацией, например, продажей детской и учебной литературы, беллетристики, спрос на которую относительно стабилен, либо точки с разнообразным, пользующимся спросом товарным ассортиментом.
Это позволит попробовать несколько вариантов форматов и выбрать наиболее востребованный из них.
Вообще, перечень предлагаемых книжными магазинами товаров достаточно широк.
Его могут составлять:
Книги:
- художественной литературы – фантастика, детективы, романы, приключения;
- детской литературы – красочные иллюстрированные издания с рассказами и сказками, сборники стихов;
- учебной и методической литературы – пособия, словари, учебники, карты;
- профессиональной и прикладной литературы – книги на военную и медицинскую тематику, по кулинарии, астрологии, туризму, архитектуре и т.д.
Печатная продукция:
- комиксы и постеры;
- газеты;
- календари;
- журналы;
- открытки;
Канцелярские товары.
Настольные игры и наборы для творчества.
Формируемый ассортиментный перечень зависит от формата точки, населённости города, рыночной ситуации. Перед его составлением стоит изучить рейтинг наиболее популярных изданий на сайтах известных онлайн-магазинов.
Анализ спроса и конкуренции
Данный этап предполагает изучение внутреннего рынка на уровень спроса, целевую аудиторию, число конкурентов, их предложение и цены. Согласно маркетинговым исследованиям основную часть покупателей составляют женщины средних лет и старше, приобретающих книжную продукцию для себя и членов своей семьи. Целевая же аудитория представлена всеми группами населения: детьми, подростками, студентами, работающими мужчинами и женщинами, людьми пенсионного возраста.
Главными конкурентами офлайн точек являются интернет-магазины, предлагающие книги по низким ценам. Тягаться с ними сложно, но при правильной маркетинговой политике с выделением конкурентных преимуществ, вполне возможно стать достойным участником рынка.
Поиск подходящего помещения
Для торговли книгами потребуется подыскать подходящее помещение в центральной части города, на оживлённых улицах, у жилых домов первой линии, рядом с образовательными организациями, магазинами, торговыми центрами. Достаточная площадь для размещения небольшого магазина – 30-50 кв. м., более крупного – 80-90 кв. м.
Помещение должно отвечать соответствующим санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, ведь книжная продукция относится к пожароопасной, иметь отдельный вход и транспортную развязку поблизости. Территорию книжного магазина следует поделить на торговый зал и подсобное складское помещение.
Интерьер стоит выполнить в лаконичном едином стиле
стены можно украсить постерами с иллюстрациями к известным произведениям, тематическими фотографиями и т.п. Следует создать уютную приятную атмосферу, мягкое освещение, удобное расположение стеллажей с возможностью быстрого поиска нужного издания.
С книгами прекрасно гармонирует дерево, поэтому желательно приобретать стеллажи и полки из данного материала. Над входом нужно повесить яркую запоминающуюся вывеску, красиво оформить витрину, рядом со стеллажами поставить скамеечки для отдыха посетителей. Аренда помещения обойдётся в 30-50 тыс. руб. в зависимости от площади, не считая затрат на косметический ремонт.
Оформление разрешительной документации
Книжный бизнес понадобится оформить в налоговой инспекции в качестве ИП при одном владельце либо ООО при наличии нескольких учредителей, подав пакет необходимых документов с заявлением по форме. Подходящая система налогообложения – УСН с уплатой 15% с разницы между доходами и расходами или 6% с общего дохода, код ОКВЭД – 52.47.
Для розничной продажи книг и канцтоваров лицензия не требуется, но нужно будет согласовать деятельность с Роспотребнадзором и получить разрешение пожарной службы, которая проверит помещение магазина на соответствие правилам пожарной безопасности организаций Роскомпечати ВППБ 46-01-95.
Закупка мебели и оборудования
Для полноценной работы книжный магазин потребуется оснастить соответствующим оборудованием и мебелью:
Наименование | Стоимость за штуку | Количество | Общая сумма |
Прилавок | 5 тыс. руб. | 1 | 5 тыс. руб. |
Витрина | 15 тыс. руб. | 1 | 15 тыс. руб. |
Противокражные рамки | 22 тыс. руб. | 1 | 22 тыс. руб. |
Навесные стеллажи для выкладки товара | 2 тыс. 500 руб. | 1025 тыс. руб. | 25 тыс. руб. |
Напольные стеллажи | 5 тыс. 500 руб. | 12 | 66 тыс. руб. |
Полки | 2 тыс. Руб. | 4 | 8 тыс. руб. |
Стол | 4 тыс. руб. | 1 | 4 тыс. руб. |
Стулья | 1 тыс. руб. | 4 | 4 тыс. руб. |
Скамьи для посетителей | 2 тыс. руб. | 3 | 6 тыс. руб. |
Шкаф | 5 тыс. руб. | 1 | 5 тыс. руб. |
Компьютер или ноутбук | 28 тыс. руб. | 1 | 28 тыс. руб. |
Кассовый аппарат | 36 тыс. руб. | 1 | 36 тыс. руб. |
Вывеска | 30 тыс. руб. | 1 | 30 тыс. руб. |
Итого: | 254 тыс. руб. |
Также могут пригодиться вертушки, горки, тумбы, навесные панели. Для быстрого поиска интересующей книги и товарного учёта понадобится установка программного обеспечения на базе 1С, стоимость которого составит 27 тыс. руб.
Закупка товара
Следующий этап – закупка книжной продукции и сопутствующих товаров. Поставщиками будут самостоятельно печатающие книги издательства, например, Литера, Махаон, Азбука, АСТ. Они предоставляют оптовым покупателям дисконт до 40%, но объёмы минимальных заказов не всегда подходят владельцу магазина.
Поэтому для начала можно работать не напрямую с издательствами, а поискать оптовых посредников среди местных региональных компаний, информацию о которых легко найти в интернете. Лучше заключить договора с двумя-тремя поставщиками на случай предупреждения срыва поставок при непредвиденных обстоятельствах.
Что касается закупочных цен, нельзя назвать конкретную стоимость книги, которая может стоить и 50, и 200, и 3 тысячи рублей. Не обязательно выкупать весь товар. Часть его можно взять под реализацию, оплатив издательству только доставку, а остальную сумму – после продажи книг. В среднем на закупку товара потребуется вложить от 150-300 тыс. руб.
Найм персонала
Количество персонала рассчитывается исходя из формата торговой точки. Так на небольшой магазин площадью в пятьдесят квадратов понадобится нанять четырёх продавцов-консультантов с посменным графиком работы, уборщицу на полставки, управляющего и менеджера по закупкам. Причём функции двух последних специалистов можно выполнять владельцу бизнеса, а бухгалтерию отдать на аутсорсинг.
Продавцы должны быть начитанными, образованными, знать о книжных новинках и разбираться в последних тенденциях, чтобы с лёгкостью предложить клиенту подходящую книгу и рассказать о чём она. В целях мотивирования продаж стоит установить им заработную плату из фиксированной ставки и процента с выручки.
Сколько нужно вложить на старте
Стартовые инвестиции также зависят от формата магазина и варьируются в пределах от 400 до 900 тыс. руб. и более.
Основные статьи расходов приведены ниже:
- Аренда и подготовка помещения – 100 тыс. руб.;
- Приобретение необходимого оборудования и вывески – 254 тыс. руб.;
- Закупка первой партии товара – 250 тыс. руб.;
- Установка программного обеспечения – 27 тыс. руб.;
- Регистрация бизнеса и получение разрешительной документации – 10 тыс. руб.;
- Маркетинг и непредвиденные расходы – 40 тыс. руб.
Итого – 681 тыс. руб.
Это среднее значение, окончательная сумма может быть как меньше, так и больше приведённой. В текущие расходы войдут: выплата заработной платы, коммунальные платежи, аренда, налоги, закупка товара и расходных материалов т.д.
Расчёты рентабельности
Планируя ожидаемый доход, предположим, что минимальная дневная выручка с пятнадцати покупателей со средним чеком в 400 руб. составит 6 тыс. руб., в месяц это 180 тыс. руб., из которых 60 тыс. руб. – чистая прибыль. При данных значениях вложения окупятся за год-полтора работы, а рентабельность дойдёт до 11%.
Риски бизнеса
Занимаясь книжным бизнесом, нужно быть готовым к возможным рискам, способным повлиять на развитие и прибыль магазина.
Среди наиболее вероятных из них:
- Демпинг цен конкурентами, выход из которого – пересмотр ценовой политики с понижением цены одной группы товаров за счёт повышения другой.
- Низкий уровень спроса, исправить который способна активная наружная и интернет-реклама, пересмотр товарного ассортимента, внедрение программы лояльности клиентов – распродажи, бонусы, акции, подарки и др.
- Застой некоторых книг на полках и как решение проблемы – отказ от неходовых позиций, снижение цен на них, составление ассортиментного перечня на основе рейтинга самых продаваемых книг.
Торговля книгами требует ответственного и обдуманного подхода с предварительными расчётами и планированием каждого этапа реализации идеи. Иначе ошибок не избежать. Зато в случае успеха предприниматель получает стабильный доход, перспективы дальнейшего расширения и процветающий бизнес.