Хостел, как формат приема и размещения постояльцев, очень популярен в Европе. За умеренную плату гости получают койко-место в комнате без дополнительных удобств, но по низкой цене. В России такая концепция на начальной стадии развития.
Популярные хостелы – это локации бюджетного пребывания с собственным стилем и антуражем. Оформленное со вкусом помещение, комфортное спальне место, вежливый персонал, чистота в сочетании с демократичными ценами – вот что ожидают постояльцы от мини-гостиниц.
Содержание
Плюсы и минусы гостиничного бизнеса
В любом виде предпринимательской деятельности есть две стороны медали: преимущества и недостатки. Сфера гостиничного бизнеса — не исключение.
Несомненные преимущества:
- один из самых стабильных видов предпринимательской деятельности;
- потенциально очень прибыльная ниша, но как говорят в кулинарии: «важно правильно приготовить, и под правильным соусом подать»;
- прозрачная и простая бизнес модель
Наряду с плюсами существуют и минусы:
- Из года в год требовательность клиентов растёт, а вместе с ней и минимальная планка комфортабельности подобных заведений. Для возможности конкурировать на рынке гостиничных услуг недостаточно закупить «какую-нибудь мебель» и нанять «какой-нибудь персонал»
- Длительные сроки окупаемости. Этот период обычно занимает от 2-4 года. Даже мини-гостиница сможет начать работать в стабильный плюс, как минимум после двух лет после открытия;
- Постоянный рост конкуренции. Борьба за клиентов и привлечение постояльцев среди множества гостиниц;
- высокий уровень стоимости франшиз;
- сезонность, влияние «событийных» факторов.
Анализ спроса и конкуренции
С целью оценить экономическую рентабельность идеи создания хостела, следует учесть потребность в вашем предложении у возможных клиентов и определить их процент среди целевых аудиторий:
- молодёжи;
- приезжих разнорабочих;
- командировочных;
А также, изучить:
- Уровень наплыва туристов в разрезе каждого месяца;
- Информацию о местах проведения привлекательных для туризма событий в городе и области: фестивали, спортивные мероприятия, концерты, выставки и так далее.
Анализ конкурентов
- Определяем кто конкурент, а кто нет (зависит от того на какую целевую аудиторию направлен наш фокус).
- Проводим сортировку прямых и косвенных конкурентов.
- Изучаем и анализируем, учимся на ошибках, делаем лучше. Оцениваем слабые и сильные стороны, чем конкретный конкурент привлекателен для потенциальных гостей и насколько успешны его методы продвижения.
Пошаговый бизнес план хостела
Давайте определимся с кратким чек листом и расставим пункты в порядке живой очереди:
- Проанализировать рынок
- Определится с приоритетными локациями и подобрать помещение
- Определить приоритетную целевую аудиторию своего хостела
- Привести выбранное помещение в соответствие с нормами и требованиями органов контроля. Сделать ремонт помещения (при необходимости: полный, частичный или косметический)
- Пройти процедуру регистрации бизнеса, получить все необходимые разрешения, заключить договора на аутсорсинг
- Закупить оборудование, инвентарь и расходники
- Решить вопрос по персоналу
Параллельно всем этапам проводим маркетинговую и рекламную кампанию. Ведём аккаунт в социальных сетях пишем посты, снимаем сторис обустройства хостела. На странице можно размещать информацию о вакансиях – отличный инструмент, который работает.
Выбор формата хостела
Как показывает практика небольшие бюджетные мини-гостиницы пользуются высоким спросом. Когда мы говорим о классификации гостиниц, то вспоминаем количество звезд. Также подразделяются хостелы, но с определенными особенностями. Данная классификация отражена в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2020г «Об утверждении Положения о классификации гостинниц».
Тип заведения | всего койко-мест | спальных мест в комнате | Основная ЦА |
Большой | 100 и более | до 15 | гастарбайтеры и очень прижимистые туристы |
Средний | 50 и более | до 8 | гастарбайтеры, туристы, студенты |
Квартирный | до 15 | до 4 | командировочные, туристы, студенты |
Чтобы получить статус «с 1 звездой» для хостела необходимо выполнить такие минимальные условия:
- В комнате максимум четыре спальных места;
- На этаже присутствует Душ и туалет. При этом в самом номере не обязателен кондиционер холодильник и ТВ
Чтобы получить статус «2 звезды», для хостела необходимо выполнить такие минимальные условия:
- В комнате максимум три спальных места;
- Хотя бы внутри одной из комнат хостела должен находиться душ и туалет
По статистике около 35% всех хостелов имеют категорию 1 или 2 звезды.
Помещение и локация для организации хостела
Один из возможных рабочих вариантов — арендовать нежилое помещение у муниципалитета. Но состояние таких объектов, как правило, оставляет желать лучшего, требуется капитальный ремонт.
Если вы самостоятельно переоборудуете помещение под хостел, тогда позаботьтесь о проведении внеплановой проверки. В ходе ее проведения вам должны выдать следующие заключения:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам;
- отсутствие нарушений пожарной безопасности.
Роспотребнадзор будет проверять наличие следующих договоров:
- Договор на вывоз мусора;
- Договор с лицензированной прачечной на стирку постельного белья (с квитанциями);
- акты проведения комплексных мер по уничтожению грызунов;
- Мед. книжки работающего персонала + прививки;
- Протоколы исследований уровня света и микроклимата.
В последнее время существует практика брать в аренду помещения в административных зданиях. Но в любом случае сначала нужно убедится в том, что арендодатель владеет всей необходимой документацией: подписанные акты проверок, заключения, согласования.
В 2021 году Роспотребнадзор также потребует у вас календарь измерения температуры сотрудников и гостей, обеспечение масками и дезинфицирующими средствами, наличие термометра для измерения температуры тела человека.
Можно ли открыть хостел в квартире
01.10 2019 года в силу вступили изменения В Жилищный кодекс РФ. Согласно которым, чтобы открыть хостел в квартире необходимо перевести недвижимость в статус нежилого фонда.
Но просто осуществить переход не получится, потребуется соответствовать нескольким условиям:
- наличие отдельного выхода/возможность его оборудования. При этом вход со стороны подъезда должен быть замурован;
- нет прописанных и проживающих;
- расположение 1-ый этаж, если выше, то присутствие нежилых помещений;
- получено разрешение письменное разрешение в протоколе собрания от владельцев всех смежных квартир.
Оформляем и собираем все необходимые документы, после передаем и оформляем заявление в МФЦ.
Оформление документов для ведения бизнеса
При открытии хостела возможны 2 формы регистрации бизнеса: ИП и ООО. Выгоднее открывать хостел по ИП, так вы снизите размер налога. Если предпочтение отдаем УСН (упрощенной системе налогообложения) либо как говорят еще упрощенка, тогда это будет только 6% с общего дохода за год, или 15% с чистой прибыли за вычетом расходов. В некоторых областях РФ эта деятельность входит в список, разрешенных для ЕНВД. Затраты по времени и деньгам на оформление документов зависят от выбранного региона.
При регистрации нужно определиться с видом планируемой деятельности. С выбором ОКВЭД для хостелов есть дельный совет: указать как можно больше. От этого хуже не будет.
Можно присвоить следующие коды:
- 20 (деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания)
- 23 (деятельность иных мест проживания)
- 23.5 (деятельность иных мест временного проживания, которые не включены в другие группировки)
Какие договора необходимо заключать при открытии хостела
Для того чтобы наш хостел соответствовал всем буквам закона, следующие договоры нужно заключить в обязательном порядке:
- на дезинсекцию;
- обслуживание системы вентиляции;
- аренды помещения (если вы являетесь арендатором);
- утилизацию твердых бытовых отходов и вывоз мусора.
- договор с лицензированной прачечной
Персонал хостела
Для бесперебойной работы хостела понадобится следующий штат сотрудников:
- Администратор. Отвечает на звонки, сообщения, размещает гостей, организационные моменты его стихия. Зачастую также ведет соц. сети: принимает сообщения, отмечает гостей, выкладывает фото-контент.
- Клининг сотрудник, можно сэкономить и воспользоваться услугами аутсорсинговой компании.
- Охранник. Также имеется возможность заключить договор на аутсорсинг с охранной фирмой.
- Бухгалтер, ведение финансовых документов, подача сведений в налоговую, обычно пользуются аутсорсингом.
Закупка мебели и оборудования
Для гостевых комнат потребуется закупить следующий перечень позиций по мебели:
- обувницы;
- шкафы для хранения вещей;
- тумбочки;
- полочки;
- столы и стулья;
- двухъярусные кровати с качественными матрасами
Для обустройства обеденной зоны:
- раковина;
- кухонный гарнитур.
В зависимости от того, какой уровень услуг вы будете предоставлять, вам понадобятся: холодильник, стиральная машинка, сушилка, утюг, телевизор, плита, микроволновка, сейфы, ТВ-приставка, торговые автоматы, фен. Система охраны и пожарной сигнализации. Wi-Fi для беспроводного Интернета.
Потребуется также и текстиль:
- занавески/шторы;
- полотенца;
- спальное белье;
- тапочки.
Не забудьте про стойку регистратора, ноутбук для администратора и кассовое оборудование.
Маркетинг и реклама
Маркетинговая и рекламная стратегия будет зависеть от нескольких факторов
Основная целевая аудитория хостелов – молодежь, командировочные люди. Целесообразно сделать упор на таргетированные рекламные компании. Также имеет смысл сотрудничать с агрегаторами гостиниц и международными сервисами бронирования. Необходимо иметь хотя бы простенький, но собственный многостраничный сайт или на худой конец лендинг.
Позаботьтесь о качественном фото контенте, сделайте яркие, красочные фото хорошего качества номерного фонда, санузлов, кухонной зоны, развлекательного лобби, уделите внимание входу и прилегающей территории. Чем красивее картинки, тем больше шанс что потенциальные гости выберут именно ваш хостел.
Стоит также уделить внимание следующим стратегиям:
- Работа с образовательными учреждениями: студенты, ученики часто приезжают на экскурсии.
- Сотрудничество с туристическими фирмами.
- Разработка коммерческих предложений: бонусы, скидки.
- Размещение в навигаторы и картографические сервисы, например, 2Gis.
- Работа со спортивными, музыкальными, танцевальными, художественными школами, талантливые люди часто ездят на соревнования.
- Использование контекстной рекламы Google и Яндекс.Директ
И никто не отменял привычный метод — сарафанное радио, который отлично работает сотни лет.
Сколько нужно вложить на старте
Чтобы приблизительно рассчитать какой объём капитала потребуется для открытия хостела, необходимо отталкиваться от планируемой площади. Самое дорогое — помещение.
Сильно разные цифры будут для помещения в собственности и арендного, для переоборудования и для полноценного ремонта. Всегда стоит закладывать на непредвиденные расходы 20% от сметы.
Для примера возьмем организацию мини-гостиницы с демократичными ценами.
- Обустройство (оборудование + мебель) = 20 тысяч на 1 гостя
- Реклама = 50 тыс.руб.
- Регистрация бизнеса и оформление бумаг (зависит от региона)
- Если необходим ремонт 15 тыс. за м2
- Зарплата персонала на 3 месяца
- Сложив сумму вышеперечисленного отнимаем непредвиденные расходы получаем в итоге цифру начального капитала для старта бюджетного хостела.
Ежемесячные расходы хостела
К постоянным расходам каждый месяц относится:
- Коммунальные платежи
- Зарплата и отчисления в фонды
- Аренда (при наличии)
- Расходные материалы.
Говорить о конкретных цифрах, сложно, все зависит от региона, площади хостела, количестве штата.
Рентабельность бизнеса
Забегая вперёд отметим, средние показатели периода окупаемости составляют от трех до пяти лет. Это значит, что спустя 3-5 лет инвестиции вложенные в ваш гостиничный бизнес вернутся и он начнёт работать в стабильный плюс.
Риски гостиничного бизнеса
Риски характерны для любого вида гостиничных предприятий. В первую очередь они связаны с социальной и экономической ситуацией в стране и фактором «туристических настроений». На сегодняшний день в экономике однозначных подходов для классифицирования рисков бизнеса в сфере гостиниц нет.
Какие можно выделить угрозы для предприятий рассмотрим более подробно:
- ужесточение визового контроля;
- снижение заполняемости номеров;
- потеря репутации;
- повреждения имущества или потеря;
- эксплуатация объектов повышенной опасности;
- чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы;
- ужесточение контроля Роспотребнадзора.
Для предпринимателей-новичков подходящим вариантом для ведения бизнеса будет франшиза. Увеличится общий объем затрат, но значительно минимизируются риски.
В сети есть множество кейсов бизнес-проектов в гостиничной сфере, на которые можно опираться.
Следование цели и алгоритму бизнес плана, непременно приведут к успеху!