Реабилитационный центр — заведение, которое предоставляет населению целый спектр медицинских услуг. Здесь восстанавливаются люди после тяжелых болезней, операций, физических и психологических травм.
Чтобы запустить такой центр, нужны немалые средства — наверняка потребуются инвесторы. Кроме того, все, что связано со здравоохранением, находится под пристальным вниманием контролирующих органов и требует внушительного пакета документов. Но средства, инвестированные в бизнес, приносят стабильную прибыль, а сам проект расценивается как долгосрочный и перспективный.
Как открыть заведение с нуля и избежать ошибок — читайте в этой статье.
Содержание
Нюансы бизнеса на реабилитации
Чтобы понять специфику бизнеса на реабилитации, рассмотрим их преимущества и недостатки.
Аргументы в пользу центра реабилитации:
- стабильный спрос у населения;
- многоформатность — с возможностью при необходимости перенаправить деятельность в востребованное русло;
- перспективы расширения;
- одна программа реабилитации стоит недешево — при грамотном подходе к делу успех проекта обеспечен.
Основные недостатки:
- масштабные инвестиции на старте. Открыть такое заведение в одиночку вряд ли получится — нужны соучредители;
- много конкурентов, основные из которых — городские клиники, где реабилитацию проводят бесплатно;
- риск отсутствия платежеспособного спроса;
- большой список разрешительных документов, в том числе нужна лицензия;
- длительный период возврата инвестиций — при наличии банковского кредита это серьезный риск банкротства;
- невозможность зарегистрировать ИП.
Форматы реабилитационных центров
Спектр услуг, которые оказывают подобные заведения, достаточно широк. Многоформатность проекта — это не просто преимущество, но и возможность переформатирования направлений деятельности под потребности потенциального клиента.
Выбирайте востребованные концепции:
- семейный центр — здесь помогают решать проблемы межличностных отношений в семье, корректируют воспитательные моменты учат коммуникабельности и умению договариваться с близкими без ущерба своих интересов;
- центр противостояния мужской агрессии — сюда обращаются женщины, для которых физическое насилие в семье является нормой и несет прямую угрозу здоровью, жизни;
- оздоровительный комплекс — предоставляет клиентам санаторно-курортные и реабилитационные услуги на этапе восстановления после травм, серьезных заболеваний. Может специализироваться на конкретном виде травм (например, опорно-двигательного аппарата);
- алко-наркологический диспансер — осуществляет лечение людей с наркотической, алкогольной зависимостью на анонимной основе;
- центр детской и подростковой адаптации;
- центр психологической помощи — профильные специалисты консультируют, дают практические рекомендации людям с различными проблемами, помогают разобраться в конфликтных и стрессовых ситуациях, выводят из депрессии.
Юридическая справка! Практически каждый вид услуг попадает под обязательное лицензирование — на оказание медицинских или образовательных мероприятий.
Учитывайте этот момент при оформлении документов.
Как открыть реабилитационный медицинский центр
Чтобы запустить реабилитационный медицинский центр с нуля, действуем по плану:
- анализируем ситуацию в регионе — оцениваем спрос и конкуренцию;
- регистрируем деятельность, при необходимости оформляем лицензию, собираем пакет документов;
- составляем финансовый план — смету расходов, делаем прогноз на рентабельность и прибыль;
- арендуем помещение;
- делаем косметический ремонт, выполняем внутреннюю отделку;
- закупаем оборудование, инвентарь, расходники, мебель;
- нанимаем сотрудников;
- заключаем договор с рекламным агентством — это сделает продвижение центра максимально эффективным;
- оцениваем возможные риски, прорабатываем способы их недопущения;
- продумываем мероприятия по открытию и начинаем работать.
Хороший способ предложить себя (если речь идет о медицинском реабилитационном центре) — разослать коммерческие предложения о сотрудничестве в клиники и страховые компании. За небольшую плату или за процент они порекомендуют вас пациентам.
Анализируем спрос и предложение конкурентов
Аналитика в этой нише очень важна — если услуги центра оказываются невостребованными, при высоких инвестициях в бизнес это приведет к серьезным финансовым потерям.
Портрет целевой аудитории центра, оказывающего услуги медицинской реабилитации:
- инвалиды;
- люди после операций, физических травм, спортсмены;
- пациенты стационаров, нуждающиеся в дополнительном восстановлении.
Учитывая стоимость услуг подобных заведений, потенциальными его клиентами являются лица со средним и высоким достатком — это жители городов, имеющие постоянный источник доходов. Средний возраст — 35-50 лет.
Особое внимание в процессе анализа ситуации в регионе нужно уделить конкурирующим заведениям. Учтите, что в их число входят не только другие реабилитационные центры, оказывающие подобные услуги, но и муниципальные поликлиники, государственные центры оздоровления населения. Качество их услуг нередко проигрывает частным, но при этом большинство манипулой они проводят бесплатно.
Чтобы завоевать своего клиента, вам придется обеспечить посетителям качественное медицинское обслуживание и хороший сервис за приемлемые деньги.
Аренда помещения
Для размещения центра нужно большое здание с возможностью зонирования.
Помещение делят на:
- медицинский блок;
- реабилитационный участок;
- диагностический кабинет;
- комнаты профильных специалистов;
- вестибюль;
- санузел;
- гардеробная.
Требования к помещению:
- водопроводные коммуникации;
- канализация;
- отопление;
- вытяжка.
Необходимое условие, заявленное санитарной службой — внутренняя отделка стен. Ее выполняют из материалов, которые можно дезинфицировать и мыть — например, кафель.
Что касается локации, предпочтительны варианты вблизи от медицинских учреждений — поликлиник, стационаров. Это может быть как отдельно расположенное строение, так и арендованный этаж в больнице.
Совет! Поскольку размер аренды при заявленных размерах составляет внушительную сумму, целесообразно покупка в собственность или самостоятельное строительство.
Это дорого, но в долгосрочной перспективе очень выгодно.
Какие нужны разрешительные документы
Идеальным правовым форматом для открытия центра является ООО.
Чтобы получить свидетельство о регистрации Общества, требуются документы:
- паспорт — при наличии нескольких учредителей пакет бумаг подается на каждого участника;
- Устав организации и протокол собрания учредителей, где принято решение об учреждении Общества;
- данные о юридическом адресе;
- чек об оплате госпошлины;
- бумага, подтверждающая право владения помещением или договор его аренды;
заявление.
При постановке на налоговый учет указывают код деятельности в зависимости от спектра предоставляемых услуг. Так, для центра с медицинской направленностью доступным кодом является ОКВЭД — 86.
Обязательно требование — лицензия. Учитывайте, что выдадут ее через только 1,5-2 месяца после обращения. Для подачи заявления на лицензирование деятельности обращаются в городской отдел Минздрава.
Также нужно открыть счет в банке, зарегистрироваться в фонде социального страхования и пенсионном фонде.
Пакет разрешений от контролирующих органов:
- разрешение местной администрации — на открытие заведения;
- от Роспотребнадзора;
- санитарной службы;
- пожарной инспекции;
- договора с коммунальными службами;
- трудовые соглашения;
- санитарные книжки у сотрудников.
Чтобы собрать все бумаги, потребуется 2-3 месяца.
Налогообложение реабилитационного центра — сложный вопрос. Для небольшого центра выгоднее перейти на УСН. Для этого нужно подать заявление в течение месяца после регистрации. Но крупным реабилитационным центрам с численностью сотрудников более 15 человек может быть выгоднее остаться на ОСНО. При соблюдении ряда условий (например, аккредитация специалиста не менее чем у 50% сотрудников) заведение, оказывающее медицинские услуги, будет освобождено от налога на добавленную стоимость, и ставка налога на прибыль для него будет нулевой.
Закупка мебели и оборудования
Чтобы начать работать, покупают комплект оборудования:
- мебель — столы, стулья, кровати, тумбы, шкафы;
- постельные принадлежности;
- компьютерную технику;
- телевизоры;
- холодильные камеры — в них хранят лекарственные препараты;
- медицинское оборудование;
- тренажеры;
- душевые кабины;
- сантехника — санузлы, раковины, краны.
Читайте также, как открыть дом престарелых.
Персонал
Для полноценной работы центра реабилитации нужен большой штат сотрудников.
Вам потребуются:
- руководитель — это может быть как наемный работник, так и владелец бизнеса. Второй вариант предпочтительнее — никто не сможет лучше контролировать процесс, чем заинтересованное лицо;
- администратор — сотрудник на ставку. Общается с клиентами, заключает договора;
- врачи, медсестры, санитары — количество — в зависимости от формата, масштабов бизнеса и выбранного спектра услуг. Подобрать персональную программу реабилитации, составляют график процедур, работают с клиентами;
- психологи, педагоги — при необходимости;
- бухгалтер — объем работы у специалиста достаточно большой, поэтому целесообразно заключить договор о сотрудничестве с профильной компанией;
- технический персонал — сторож, уборщицы, охранники;
- маркетолог — для продвижения услуг центра.
Реклама и маркетинг
Для позиционирования услуги используют комплексную рекламу. Эффективно работают следующие инструменты:
- наружная реклама — яркая вывеска, броское, запоминающееся название центра, билборд, установленный поблизости;
- продвижение в интернете — социальные сети, профильные форумы и ресурсы, собственный сайт. Наполните его полезным контентом по теме, регулярно обновляйте информацию. Сделайте ресурс простым и полезным. Продумайте возможность онлайн-связи, на вопросы отвечайте оперативно. Организуйте консультативный онлайн-прием. Это удобно, поскольку экономит время потенциального клиента. Настройте контекстную рекламу и таргетированную рекламу;
- СМИ — радио, телевидение, газеты позволяют охватить широкий круг клиентов. Чем больше людей о вас узнают, тем большее их количество придет к вам;
- Следите за качеством обслуживания. Положительная репутация — главный фактор успеха в долгосрочной перспективе. Помните, что мнение реальных посетителей работает лучше любой рекламы.
Проводите акции, предлагайте клиентам бонусы и скидки.
Сколько нужно вложить на старте
Сумма стартовых вложений зависит от выбранного формата. Рассмотрим, как выглядит финансовый план открытия центра кардиореабилитации. Расчет очень приблизительный, в рублях.
Статьи расходов:
- регистрация деятельности — свидетельство, пакет бумаг, лицензия на оказание медицинских услуг — 180 000;
- аренда помещения — 200 000;
- ремонт, внутреннее обустройство — 2 000 000. Расходы будут меньше, если арендовать помещение с ремонтом, где ранее уже функционировали подобные заведения;
- оборудование, мебель, расходные материалы, медицинская и реабилитационная аппаратура — 3 000 000;
- комплексная реклама — 150 000;
- фонд оплаты труда — 900 000;
- резерв — 300 000.
Итого — 6 730 000 рублей.
Кроме того, для работы заведения требуются ежемесячные вложения:
- аренда;
- коммунальные отчисления;
- фонд оплаты труда;
- реклама;
- налоги;
- аутсорсинг;
- расходники.
Текущие расходы в среднем варьируются в диапазоне 1,2-1,4 миллиона рублей.
Рентабельность бизнеса
Рассмотрим прибыль и рентабельность проекта при указанных вложениях.
Одна программа реабилитации включает целый курс мероприятий и в среднем обходится клиенту в 35-40 тысяч. Нередко нужно пройти несколько таких программ. Например, восстановление после инфаркта и инсульта — процесс поэтапный и длительный.
При стабильной работе комплекса и наличии спроса доход владельца в месяц приближается к 1,7 миллионам. Чистая прибыль за вычетом всех расходов — 400 000.
Уровень рентабельности от 15 до 30%. Период окупаемости вложений довольно длительный — 4 года, что объясняется внушительным размером инвестиций.
Риски бизнеса
Две основные проблемы таких заведений — низкий уровень сервиса и отсутствие спроса на услугу.
В первом случае всему виной неквалифицированные сотрудники.
На качестве обслуживания положительно сказываются:
- тщательный подбор кадров;
- профильное образование у соискателей вакансий;
- практический опыт работы;
- личностные качества — терпимость, доброта, коммуникабельность, ответственность.
Во втором случае вам сможет подвести слабая аналитика на этапе планирования. Отсутствие клиентов — серьезная проблема, которую сложно решить, если в вашем регионе нет достаточного спроса на эти услуги.
Факторы риска, способные погубить бизнес:
- конкуренция — даже если других центров в регионе немного, бывает непросто привлечь новых клиентов. Продумайте преимущества, которые выделят вас среди остальных. В противном случае меняйте концепцию;
- нехватка средств — чтобы открыть центр реабилитации населения с нуля, нужны внушительные инвестиции. Если их нет — ищите инвесторов, заручитесь финансовой поддержкой региональных или федеральных фондов. Во многих регионах можно рассчитывать на меры государственной поддержки.
Реабилитационный центр — проект затратный и трудоемкий. От вас потребуется много усилий, чтобы воплотить задуманное и получать стабильную прибыль. Залогом успеха является грамотный бизнес-план, наличие стартового капитала и эффективная реклама.
Читайте также: логопедический центр как бизнес.