Магазин канцтоваров на первый взгляд, кажется простым и понятным бизнесом не требующим специальных знаний и навыков от начинающего предпринимателя. Однако рынок канцтоваров усложняется, трансформируется, ставит для лидеров рынка масштабные задачи и вызовы.
Важно понимать специфику розничного магазина, учитывать современные тенденции. Бизнес-план поможет подготовиться, избежать непредвиденных расходов.
Содержание
Плюсы и минусы бизнеса
Негативные тенденции:
- Розничная торговля канцелярскими товарами — сезонный бизнес;
- Высокая конкуренция, в том числе среди непрофильных компаний;
- Необходимость поддерживать широкий ассортимент канцелярии, сложность учета;
- Предпочтения покупателей постоянно меняются;
- Рынок постепенно восстанавливается после локдауна.
Положительные особенности:
- Стабильный спрос на канцелярские товары;
- Разные форматы бизнеса, от вендингового аппарата, до отдельного магазина;
- Отечественные и иностранные поставщики способны удовлетворить любую потребность заказчика;
- Широкая целевая аудитория (дети, школьники, студенты, бизнес, сотрудники организаций и т. д.);
- Возможность предложить сопутствующие товары и услуги в низкий сезон.
Пошаговый бизнес-план магазина канцтоваров
- Анализ конкурентов и особенностей канцелярского бизнеса. Определение оптимального формата и концепции. Подготовка подробного плана затрат и прогноза рентабельности.
- Регистрация компании, открытие расчетного счета.
- Выбор помещения и согласование с СЭС, Роспотребнадзор, Пожарной службой.
- Поиск поставщиков канцелярии, выбор условий работы, составление ассортиментной матрицы, формирование оптимальных товарных остатков.
- Подготовка дизайн-проекта магазина, поиск поставщиков оборудования.
- Найм и обучение сотрудников.
- Разработка маркетинговой стратегии, создание сайта, рекламной продукции, анонсирование открытия нового магазина.
- Подготовка магазина к открытию, выкладка товара, установка программного обеспечения.
Анализ спроса и конкуренции
Конкуренция в канцелярском бизнесе высокая. Рекомендуем изучить рынок и его особенности на этапе планирования, чтобы реализовать успешный, прибыльный бизнес. Отметим ряд трендов, которые рекомендуем учитывать при подготовке бизнес-плана:
- Региональный рынок укрупняется. Оптовые компании развивают розничное направление, в результате уходят мелкие и средние фирмы;
- Растет популярность маркетплейсов: ozon, wildberries, bery. Площадки предлагают широкий ассортимент канцелярской продукции и эта тенденция сохранится;
- Развивается формат масс-маркета, удобно купить в одном месте различные товары. Канцелярию также можно выгодно купить в сети магазинов “Пятерочка”, “Перекресток”, “Fix Price” и других непрофильных магазинах;
- Растут требования покупателей, важен не столько бренд, сколько дизайн, функциональность. Необходимо искать интересные продукты, учитывать предпочтения, удивлять новинками;
- Диверсификация бизнеса способствует его эффективности. Канцелярские магазины увеличивают объемы продаж за счет новых товарных групп: бытовая химия, хоз. инвентарь, комплектующие для оргтехники. Предлагают услуги полиграфии, изготовление рекламной продукции, фотоуслуги, доставку в офисы продуктов, средств дезинфекции и питьевой воды.
- Показателями успешности стали наличие интернет магазина и качественного сайта. Немаловажное значение имеет доставка.
С учетом сложившихся тенденций в канцелярском бизнесе оптимально работать в среднем ценовом сегменте, диверсифицировать бизнес, выбирать 1-2 ключевых поставщика. Предоставлять всю линейку продукции нескольких брендов, таким образом, гибко реагировать на потребности покупателей, своевременно предлагать новинки, пользоваться акциями и выгодными условиями сотрудничества.
Определяемся с локацией и помещением под магазин
- для розничного магазина канцелярских товаров важен высокий целевой трафик (аренда вблизи школ, учебных заведений, офисных центров);
- доступность к остановкам общественного транспорта;
- локации могут располагаться в центре города, в деловой части, в оживленных спальных районах, в торговых центрах.
Площадь помещения 50 — 100 кв. м. позволяет представить широкий ассортимент продукции, диверсифицировать товарные группы, грамотно произвести выкладку товара, удобно зонировать помещение.
Выгодно арендовать помещения не требующее капитального ремонта. Зафиксировать стоимость арендных платежей и условия повышения на перспективу.
! В среднем аренда магазина канцтоваров составит 60 000-80 000 рублей.
Регистрация бизнеса
- Форма собственности:
ООО — если в планах масштабировать бизнес или привлекать партнеров;
ИП — если стоит задача упростить процедуру регистрации. - Система налогообложения:
УСН — 15% с прибыли (выгодно, если расходы превышают 60%) или 6% с доходов;
Патент — не требуется ведение отчетности (площадь зала, количество сотрудников, объем выручки, не должны превышать установленные законом);
ОСН — выгодно работать с НДС, участвовать в тендерах. - ОКВЭД
47.62 — для розницы;
46.49 — для опта. - Зарегистрировать кассовый аппарат, если организация применяет УСН.
- Получить разрешения от СЭС, Роспотребнадзор, Пожарной инспекции.
Закупка и установка мебели и оборудования
Оборудование для магазина канцтоваров должно рационально занимать свободное пространство, быть современным, функциональным, долговечным.
На стоимость оборудования влияют:
- материалы (МДФ, ДСП, массив дерева, алюминиевые конструкции и т.д.);
- качество комплектующих и фурнитуры;
- наличие зеркал, использование декоративных элементов и т.д.
- Востребованы конструкции из алюминия, их легко перевозить, эксплуатировать, менять конфигурацию.
Для оснащения магазина выбирают:
- оборудование для прикассовой зоны;
- островные, пристенные стеллажи;
- застекленные, открытые, вращающиеся витрины;
- стойки, панели;
- оборудование для складских и подсобных помещений;
- программное обеспечение для автоматизации учета товаров;
- касса, эквайринг;
- видеонаблюдение.
! Для оснащения магазина канцелярских товаров 50-100 кв. м. стоимость оборудования составит около 350 000-650 000 рублей.
Дополнительные затраты включают доставку оборудования, сборку (около 10% от стоимости), создание индивидуального дизайн проекта.
Определяем ассортимент и поставщиков
! Товарное наполнение для магазина канцтоваров 50-100 кв. м. необходимо на сумму 800 000 -1 200 000 рублей.
Закупить продукцию можно у следующих участников рынка: производители, федеральные поставщики и дилеры, региональные оптовые компании.
Основные игроки рынка: Комус, ФАРМ, Офис Премьер, Самсон, Рельеф-центр и другие организации.
Ассортиментную матрицу помогают сформировать поставщики, с учетом концепции бизнеса, особенностей магазина. Предлагают разные формы сотрудничества, включая маркетинговую поддержку, обучение персонала, удобную логистику и оптимальную систему взаиморасчетов.
Товарные группы формируются с учетом потребностей целевых клиентов:
- бумажная продукция для школы и офиса (тетради, альбомы, бланки);
- товары для письма и черчения (карандаши, ручки, фломастеры);
- товары для учебы (пеналы, рюкзаки, обложки, учебная канцелярия);
- офисные принадлежности (настольные наборы, степлер, дырокол);
- товары для хранения и архивации;
- деловые аксессуары (визитница, ежедневник);
- товары для творчества и хобби (краски, кисти, пластилин);
- товары для презентаций (проекционное оборудование, аксессуары, бейджи).
Дополнительные товары: сувенирная, рекламная продукция, хозяйственные товары, аксессуары для офисной техники и другая продукция.
Крупные поставщики предоставляют дополнительные возможности:
- софинансирование рекламных мероприятий;
- обучение продающего персонала;
- скидки и акции;
- удобную логистику;
- совместный сайт;
- поддержку при участии в тендерах.
Поэтому к выбору поставщика важно подойти ответственно.
Найм персонала
Для магазина 50 — 100 кв. м. потребуется нанять:
- 3 — 4 продавца-кассира;
- бухгалтера для ведения налоговой и управленческой отчетности;
- сотрудника чистоты;
- специалиста по рекламе и продвижению товаров.
По мере необходимости, с учетом развития компании привлекаются грузчики, программист, сотрудник службы доставки, сотрудник в интернет магазин.
! Фонд оплаты труда 85 000 — 100 000 рублей, в зависимости от зарплаты в регионе.
Сколько нужно вложить на старте
- Регистрация бизнеса, открытие расчетного счета, установка эквайринга 60 000 — 100 000 рублей
- Аренда помещения 60 000 — 80 000 рублей.
- Закуп товара 800 000 — 1 200 000 рублей.
- Приобретение оборудования 350 000 — 650 000 рублей.
- Рекламная акция на открытие магазина 40 000 — 60 000 рублей.
- Заработная плата 85 000 — 100 000 рублей.
Для открытия магазина канцелярских товаров 50 — 100 кв. м. необходимо 1 395 000 — 2 190 000 рублей, без учета ремонта. Сумма ориентировочная и зависит от множества факторов, региона присутствия бизнеса, концепции, условий работы с поставщиками товаров и оборудования. На этапе планирования важно детально проработать финансовый план, заложить непредвиденные расходы в размере не менее 10% от первоначальной стоимости проекта.
Ежемесячные расходы
- Пополнение товарных остатков с учетом доставки;
- Скидки, акции, распродажа сезонного товара;
- Налоги и отчисления;
- Аренда с учетом коммунальных платежей;
- Заработная плата;
- Реклама, маркетинг;
- Мобильная связь, расходы за интернет, обслуживание сайта, расчетного счета; эквайринга и т.д.
- Охрана;
- Хозяйственные и административные расходы;
- Прочие расходы.
Рентабельность бизнеса
Примерный расчет дохода для магазина канцелярии.
Среднемесячная выручка 735 000 рублей. Из расчета количества покупателей в день 70 человек и среднего чека 350 рублей.
Себестоимость продукции 420 500 рублей. В среднем наценка в сегменте средний 30%-120%, в расчете учтена средневзвешенная наценка 75%.
- Налоги и отчисления по УСН (6%) = 52 000 рублей.
- Аренда = 80 000 рублей.
- Зарплата = 100 000 рублей.
- Реклама = 20 000 рублей.
- Прочие расходы = 15 000 рублей.
Чистая прибыль составит 47 500 рублей.
Рентабельность канцелярского бизнеса 6,5% для конкретного примера.
В расчете не учитывались скидки и акции, сезонные колебания выручки. Традиционно пик продаж приходится на август, сентябрь (продукция для школы), декабрь (офисные товары). Мелкий опт и товары для офиса в наименьшей степени подвержены сезонности.
Чтобы увеличить показатель рентабельности магазина канцелярии, рекомендуем:
- Увеличивать количество покупателей, за счет грамотной рекламной стратегии, диверсификации товаров (услуг), развития доставки, интернет магазина.
- Работать над увеличением среднего чека, в том числе за счет оптимального ассортимента, тщательного выбора поставщиков, обучения персонала навыкам продаж.
- Оптимизировать расходы. Например, часть функций берет на себя собственник, непрофильный персонал работает на аутсорсинге. Совместные рекламные акции с поставщиками продукции, позволяют снижать рекламный бюджет.
Риски магазина канцелярских товаров
Спад выручки:
- не учтена сезонность;
- неправильно выбрана локация;
- высокая конкуренция, в том числе среди непрофильных компаний.
Снижение доходов:
- ассортимент продукции не соответствует запросам покупателей;
- высокий объем неликвидных товаров, отсутствие скидок, акций;
- пересмотр арендных платежей в сторону увеличения.
В апреле 2021 г. в «Крокус Экспо» пройдут крупнейшие международные выставки:
- «Российский Канцелярский Форум» (РКФ) https://kancforum.ru/
- «KIDS RUSSIA» https://kidsrussia.ru/
- Licensing World Russia https://www.licensingworld.ru/conf2021/
Это идеальная площадка, для деловых коммуникаций с лидерами рынка. В программе конференции, практические кейсы, тематические форумы. Рекомендуем предпринимателям заинтересованным в открытии магазина канцелярских товаров.