Аренда спецтехники — проект, для которого нужны крупные инвестиции. Но если его грамотно спланировать, можно рассчитывать на стабильную прибыль. В статье разберем, как запустить такой бизнес, в чем его особенности, сколько нужно вложить и сколько можно заработать.
Содержание
Концепция и специфика сдачи в аренду спецтехники
Услуга сдачи в аренду спецтехники востребована во многих регионах России. Еще в начале 2010 х такой бизнес не казался перспективным из-за роста цен на саму технику и застоя в строительстве, но сегодня ситуация изменилась. Во многих регионах наблюдается настоящий строительный бум — строят новые частные и многоквартирные дома, жилые комплексы, коттеджи, промышленные объекты, а также дороги.
Действуют федеральные и региональные программы, позволяющие строительной отрасли развиваться. Но многие нужные для этого машины и агрегаты считаются дефицитным товаром. У крупных строительных предприятий парк машин изношен, и не всегда есть деньги на покупку новых. Еще сложнее небольшим и начинающим компаниям, ведь такие агрегаты стоят сотни тысяч и миллионы рублей. Но многие из них не используются на постоянной основе, поэтому выгоднее взять такие машины в аренду, чем брать кредиты на покупку собственных.
Очевидный минус проекта по аренде спецтехники — необходимость крупных капиталовложений. Главный плюс — популярность услуги и пока небольшое число конкурентов, особенно если речь идет о небольшом городе. Если найти стартовый капитал, бизнес имеет хорошие шансы на успех. Главное — понимать потребности рынка и работать с клиентами на взаимовыгодных условиях.
Какую спецтехнику можно сдавать в аренду
Вся техника делится на строительную, подъемную и сельскохозяйственную.
Наиболее популярными позициями считаются бульдозеры, автовышки, самосвалы, экскаваторы-погрузчики, краны-манипуляторы. Их часто берут в аренду строительные фирмы и даже коммунальные службы для прокладки коммуникаций или
дорог. Выбирайте вид техники и модель исходя из того, на что есть спрос в вашем городе.
Бизнес-план проекта
Бизнес-план такого проекта включает следующие пункты:
- резюме — описание проекта, анализ рынка, конкурентов, спроса;
- организационно-производственный план — регистрация бизнеса, аренда участка, покупка самой техники, найм сотрудников;
- финансовый план — затратная и доходная части;
- маркетинговый план — реклама и продвижение;
- оценка рисков.
Для такого бизнеса не обязательно даже арендовать офис. Переговоры можно вести по телефону, в интернете, на территории заказчиков, на нейтральной территории (например, в кафе). В крайнем случае, если возникнет необходимость, можно взять помещение в почасовую аренду. Главное, что у вас должно быть — это сама спецтехника, место под ее стоянку, а также все необходимые документы для бизнеса и каналы привлечения клиентов.
Анализ спроса на услугу и предложения конкурентов
На первом этапе нужно провести анализ рынка, оценить спрос на услугу, определить перечень востребованной спецтехники, сделать финансовые расчеты.
Спрос на аренду может отличаться; важно использовать данные по своему городу.
Обратите внимание на следующие факторы:
- насколько развита строительная индустрия, в каких объемах ведется строительство, что именно возводят, каковы планы на следующее полугодие/год;
- сколько компаний в вашем городе/регионе арендуют технику, что именно они предлагают и какова их ценовая политика.
Наличие в арсенале большого парка спецтехники повышает ваши шансы занять свое место на рынке и вашу конкурентоспособность.
Разрешения и документы для ведения бизнеса
Самый простой формат деятельности — индивидуальное предпринимательство (ИП). Открыть ИП можно в течение нескольких рабочих дней, с минимальным набором документов — заявление, квитанция на 800 рублей (оплата государственной пошлины) и копия паспорта.
При регистрации укажите коды ОКВЭД: 49.41, 71.21.1 и 77.39.23.
Такой формат подойдет для тех, кто хочет сотрудничать с частными заказчиками и ИП, и имеет всего одного учредителя. Если же у вас несколько учредителей, и вы хотите работать с юридическими лицами (а большинство строительных компаний — это юрлица), то лучше открыть ООО. Это позволит масштабировать ваш проект, поскольку юридические лица неохотно сотрудничают с ИП. Для ООО нужно собрать другой пакет документов, включая Устав, копия решения учредителей об учреждении Общества, данные о юридическом адресе. Также понадобится внести Уставный капитал (от 10 000 руб). Госпошлина в 2022 году составляет 4000 рублей.
После регистрации нужно открыть расчетный счет в банке, встать на учет в Пенсионном и фонде социального страхования, подать в ФНС заявление о выборе системы налогообложения (лучше использовать УСН).
Покупка автопарка
Наиболее затратная часть сметы — покупка самого автопарка спецтехники.
Вот приблизительный список того, что можно купить:
- экскаваторы;
- бульдозеры для сноса старых сооружений;
- грейдеры (колесная техника с режущими отвалами, чтобы утрамбовать грунт);
- строительные краны, в том числе кран-манипулятор для транспортных работ;
- машины-ассенизаторы;
- фронтальные погрузчики;
- автовышки;
- катки;
- низкорамные платформы;
- гидромолоты;
- самосвалы.
Каждая единица техники стоит дорого, поэтому исходите из своего бюджета и из того, что наиболее востребовано.
Обычно стараются купить технику зарубежного производства, особенно если это дорожно-строительные агрегаты — они могут эксплуатироваться без поломок более 5 лет.
Вся транспортная техника должна пройти регистрацию в Гостехнадзоре.
Персонал
Ваш персонал должен уметь обращаться с техникой и/или взаимодействовать с потенциальными клиентами.
Вот кто вам может понадобиться:
- диспетчер;
- операторы (от 2 до 10);
- менеджер, который возьмет на себя работу с заказчиками;
- техник-ремонтник;
- бухгалтер.
Последние два специалисты могут работать в штате или привлекаться удаленно.
Продвижение бизнеса
Вашими клиентами могут быть юридические и физические лица.
Например:
- строительные организации (те, которые занимаются возведением новых зданий или их капитальным ремонтом);
- владельцы частных домов и коттеджей;
- коммунальные хозяйства.
Для продвижения можно использовать:
- свой сайт, к которому подключают контекстную рекламу;
- прямые контакты со строительными фирмами (если у вас нет знакомств в этой области, их можно завести по телефону или рассылая коммерческие предложения);
- раздача печатной продукции на строительных рынках или в строительных магазинах;
- ролики в СМИ, на местном радио, в газетах, на ТВ;
- наружная реклама — баннеры и щиты в городе;
- участие в строительных выставках.
Читайте также, как открыть электромонтажную фирму.
Вложения в прокат спецтехники
Если бюджет ограничен, начните с приобретения минимального количества машин и агрегатов, выбирая максимально востребованные позиции. На этом этапе очень рискованно покупать узкоспециализированную технику. Иногда имеет смысл рассмотреть б/у машины от надежных брендов в хорошем состоянии.
Вот примерная калькуляция расходов (в рублях)%:
- покупка нескольких единиц спецтехники- 6 млн;
- аренда земли для стоянки — 10 тыс;
- оформление документов — 20 тыс№;
- ФОТ — 120 тыс;
- маркетинг- 70 тыс;
- транспортные расходы -100 тыс.
Итого — около 6,3 млн рублей. В зависимости от количества техники цифра может достигать десятков миллионов. Обычно для такого проекта привлекают партнеров и инвесторов, постепенно пополняя свой парк.
Доходы от проката спецтехники
Если сдавать спецтехнику в прокат по часам, за 1 час можно заработать в среднем 1000 — 1500 рублей. Уровень рентабельности находится примерно на уровне 350 моточасов в месяц — в таком случае выручка составит порядка 5-5,5 млн рублей в год.
За вычетом текущих расходов у вас останется порядка 2,2-2,3 млн прибыли. Срок выхода на окупаемость зависит от количества техники: для небольшой фирмы он может наступить уже через 14-18 месяцев, а для крупной — только через несколько лет.
Риски бизнеса
Вот основные факторы, которые могут плохо сказаться на проекте по аренде спецтехники:
- высокая конкуренция. Если у ваших конкурентов много единиц современной техники, вам будет сложно завоевать свое место на рынке;
- кризис в строительной сфере и падение спроса на аренду;
- невозможность оплатить свои кредиты (если вы брали деньги в долг под проценты);
- сложности с заказчиками, которые отказываются заплатить или вносят оплату с большими задержками.
Важно в самом начале провести анализ рынка услуг и убедиться, что аренда спецтехники востребована в вашем регионе. Ищите инвесторов и постоянных клиентов еще на подготовительном этапе, трезво оцените все риски и сделайте подробные финансовые расчеты.
Читайте также: бурение скважин как бизнес.