Глэмпинг — необычный вид базы отдыха с проживанием на природе в шатрах или эко-палатках. Как вариант, вместо обычных домиков для туристов в глэмпинге могут устанавливать модульные дома или хижины; фактически речь идет об экологичной разновидности отельного бизнеса.
Это позволяет приблизиться к природе и провести запоминающийся отдых в красивом месте, не жертвуя комфортом. Идея такого отдыха очень популярна в западных странах, и недавно этот тренд дошел до России. Всего с двух глэмпингов в 2016 до 178 в 2021 году — таковы темпы роста этого рынка. А с учетом того, что государство делает ставку на развитие внутреннего туризма, эта идея для бизнеса кажется еще более привлекательной.
Содержание
Вот основные особенности экотуризма:
- Необходимость достаточно крупных затрат на обустройство. Как минимум, вам понадобится арендовать большой земельный участок и полностью обустроить его для комфортного отдыха. Хотя это обойдется дешевле, чем капитальное строительство (запустить глэмпинг проще, чем построить с нуля обычный отель или санаторий), речь все равно идет о сумме как минимум в несколько миллионов рублей.
- Специфика бизнеса — в том, что это не просто очередной туристический проект, а уникальная зона отдыха в красивом месте на природе. Обязательным условием будет личная вовлеченность хозяина и креативный подход к делу, ведь речь идет не просто о процессах заселения/выселения отдыхающих и организации их быта, а о создании особой среды для отдыха и общения единомышленников.
- Во многих регионах вообще нет конкуренции.
- Проект актуален, поскольку изъезженные туристические маршруты многим туристам уже надоели. А в нашей стране огромное количество неизведанных и очень красивых мест. Еще один фактор в пользу проекта — сложности с международными авиаперелетами, которые возникли в 2020 и 2022 году: все больше людей ищут возможности для отдыха в пределах России. Скорее всего, внутренний туризм будет развиваться и дальше, и именно глэмпинги сейчас в тренде. К тому же это с таким проектом можно рассчитывать на поддержку местных властей.
Важно продумать, какие именно виды отдыха вы предложите гостям — это может быть рыбалка, купание/сплав по реке, походы по горам, сбор лекарственных трав и т.д.
Пошаговый план, как организовать бизнес на глэмпинге
Далее рассмотрим подробный алгоритм запуска бизнеса — с первых шагов и до разработки стратегии привлечения туристов.
Анализ спроса, предложения конкурентов, разработка общей концепции
Почти во всех регионах России эта ниша остается низкоконкурентной, так что вы можете первыми освоить этот рынок. Существующие глэмпинги в основном расположены в курортных зонах — в Крыму и Краснодарском крае, а также в Карелии, на Алтае, в некоторых регионах Центральной России (около Тулы, Твери, Калуги), в МО и Ленинградской области. Если в вашем регионе уже есть подобные проекты — подробно проанализируйте, что они предлагают, в чем их уникальность, какова ценовая политика, как они привлекают туристов.
Это поможет вам выделить собственные конкурентные преимущества.
Необходимо продумать концепцию бизнеса, которая включает в себя:
- Общие принципы — кто ваши клиенты, в чем ценность вашего предложения. Обычно целевая аудитория — платежеспособная молодежь или люди среднего возраста (в зависимости от вашей концепции).
- Вид глэмпинга — зависит от территориального расположения и предлагаемых условий отдыха, включает оценку всей инфраструктуры вашего проекта, в первую очередь — количества и специфики временных построек, где будут жить отдыхающие. Сюда же входит логистика, план коммуникаций — все это прописывают в генеральном плане проекта.
- Формат работы — работает глэмпинг круглый год или нет, будете ли вы продавать дополнительные услуги. Некоторые глэмпинги предлагают только временное размещение на своей территории, другие — запускают сложный бизнес, где полностью организовано питание и досуг (глэмпинг-парк).
Читайте также: бизнес-план рыболовного магазина.
Выбор локации для бизнеса
Глэмпинг предполагает красивые виды окружающей природы, — ради этого сюда и едут. Поэтому в качестве локации необходимо выбрать красивое — поблизости должны быть реки, озера или горы. Учтите, что места массового туризма вам не подойдут.
Необходимая площадь — от 1 гектара. При этом важна транспортная доступность (наличие дороги неподалеку) и возможности подключения к коммуникациям. Если такой возможности нет, придется открывать автономный глэмпинг, а это гораздо дороже. Очень хорошо, если неподалеку расположены также аэропорт или автомагистраль.
Аренда или покупка участка под строительство глэмпинга
При выборе участка обратите внимание на назначение земли : лучше всего проконсультироваться у опытного земельного юриста и удостовериться, что в этом месте легально открывать такой проект. Доступны два варианта — покупка или долгосрочная аренда участка.
Подготовьте презентацию и обратитесь в органы управления; если в этом региона развитие туризма в приоритете, есть шанс получить субсидию от властей или другую помощь.
Обустройство домов
Обычно в роли временного жилья в глэмпинге выступают:
- геокупола;
- сафари- тенты;
- белл-тенты;
- модульные дома;
- хижины;
- А-фреймы.
Более редкий вариант — дома на дереве или юрты. Последние (как и белл-тенты) не подходят для круглогодичного использования. Когда похолодает, их нужно разобрать, почистить и оставить на хранение до начала следующего сезона. Срок эксплуатации таких конструкций — 5-7 лет; каркасные дома более долговечны. Сферы и А-фреймы можно использовать весь год, а еще их легко монтировать.
Что касается внутреннего обустройства, там обычно ставят простую мебель из эко-материалов (кровати, стулья и столы).
Найм персонала для кемпинга
Клиенты глэмпинга привыкли к определенному уровню комфорта — это стоит учесть при подборе персонала.
Примерный список сотрудников:
- директор/управляющий;
- горничные для уборки территории;
- администраторы;
- повара (при наличии кухни);
- официанты и посудомойщицы (при необходимости);
- охранники;
- бухгалтер;
- маркетолог/менеджер по продажам.
Количество сотрудников зависит от формата работы и числа клиентов. Бухгалтера обычно нанимают удаленно.
Регистрация бизнеса и оформление документов
Чаще всего такое предприятие регистрируют как юридическое лицо, в форме ООО. У таких проектов обычно бывает несколько учредителей, а такой формат работы позволяет легко привлекать инвесторов и значительно упрощает сотрудничество с юридическими лицами.
Для регистрации нужно:
- заявление;
- Устав ООО;
- решение учредителей;
- сведения о юр.адресе;
- уставный капитал от 10 000 рублей;
- квитанция об уплате госпошлины.
Код ОКВЭД — 92.72. Возможно использование дополнительных ходов.
Нужно иметь на руках договор аренды участка (если он арендован), а также разрешение местных властей, документы из Роспотребнадзора и пожарной службы, св-во о постановке на учет в ФНС, выписку из ЕГРЮЛ, а также договор на вывоз мусора и трудовые договора с сотрудниками
Оптимальная система налогообложения — УСН. Рекомендуется сразу подать уведомление о переходе.
Как привлечь клиентов — маркетинг и реклама
Как правило, такие проекты продвигают в интернете. Запустите сайт с основной информацией, контактами, прайсом и качественными фотографиями. Настройте контекстную рекламу, также используйте возможности социальных сетей. Привлекайте новых подписчиков, проводите розыгрыши, дарите скидки и бонусы. Наймите smm-специалиста и маркетолога, которые будут заниматься этим на постоянной основе.
Обычно в таких проектах делают ставку на экологичность отдыха, комфорт для гостей. Продумайте свои «фишки», которые помогут «цеплять» вашу целевую аудиторию и превращать случайных посетителей сайта или аккаунта в ваших клиентов.
Еще один вариант, который можно подключить — реклама у блогеров, которые специализируются на путешествиях. Но это довольно дорого (если речь о популярных блогеров с сотнями тысяч подписчиков).
Другие варианты продвижения — реклама на радио и телевидении, публикации в газетах и тематических сайтах и блогах для путешественниках.
Чаще всего глэмпинги делают ставку на такую целевую аудиторию:
- молодежь от 20 до 28 лет;
- одиночки и семейные пары в возрасте от 30 до 45 лет, возможно — с детьми.
Потенциальные клиенты — всегда люди с активной жизненной позицией (независимо от возраста), с опытом путешествий. Если неподалеку от вашей базы отдыха есть аэропорт, вы сможете охватить более широкую аудиторию — люди могут прилетать издалека. Для успешной рекламной кампании важно тщательно продумать свое предложение, — так вам будет легче воздействовать на свою целевую аудиторию.
Стартовые вложения
Если вы будете арендовать участок земли, вложения в глэмпинг составят не менее 4-5 млн рублей. Аренда (в зависимости от места) обойдется в сумму от 150 000 рублей, а строительство и обуйстройство самого глэмпинга — это не менее 3,5-3,8 млн. Кроме того, будут регулярные расходы на оплату аренды, зарплаты сотрудников, дозакупку продуктов и всего необходимого для туристов, налоги. Также необходимо заложить деньги в резервный фонд.
Рентабельность бизнеса
Расчетная рентабельность проекта составляет около 20%. При хорошем раскладе затраты можно окупить за 1-1,5 года. Многое будет зависеть от того, насколько хорошо вы продумали и прописали свой бизнес-план, включая финансовые расчеты, и проанализировали рынок. Общая вместимость, ценовая политика, концепция — все это влияет на финансовые показатели. Сезонный глэмпинг крайне важно открыть в срок, чтобы максимально отработать в высокий сезон.
Риски глэмпинга
Основные риски такого проекта:
- Ошибки в выборе локации — клиентам не интересны эти места, или до них слишком сложно добраться.
- Риск травмирования клиентов и другие медицинские риски (например, эпидемиологические).
- Слабый непродуманный маркетинг.
- Заявленные цены не соответствуют ожиданиям или возможностям клиентов.
- Опасность пожара.
- Сложные погодные условия, которые ставят под сомнение возможность жизни на природе.
- Риски порчи имущества гостями.
- Риск появления конкурентов с похожим предложением.
Глэмпинг — необычный туристический бизнес: он особенно актуален для регионов с красивой природой. Большим успехом будет найти такое место, свободное от массового туризма и не имеющее поблизости прямых конкурентов, особенно если удастся договориться об аренде на выгодных условиях и заручиться поддержкой местных властей. Очень важно сразу определиться с концепцией и понять, что именно будет востребовано у потенциальных клиентов.
Читайте также: бизнес-план туристического агентства.