Несмотря на последствия экономической нестабильности, сказавшейся на меньшей посещаемости заведений общественного питания, открытие столовой является неплохим вариантом бизнеса.
Во-первых, столовая предполагает широкую целевую аудиторию с разным уровнем доходов. Во-вторых, спрос на недорогое, но вкусное и разнообразное питание по-прежнему актуален.
Чтобы избежать серьёзных ошибок и сделать бизнес рентабельным, следует разработать чёткий план действий. Рассмотрим детально каждый этап.
Содержание
Преимущества и недостатки бизнеса
Как и любая другая деятельность, данный вид бизнеса имеет свои плюсы и минусы.
К преимуществам можно отнести:
- Знакомая концепция для потребителей. Аудитория хорошо знакома со столовой, вам не придётся завоёвывать внимание клиентов
- Свободная ниша в сегменте корпоративного питания. Предоставляет хорошую перспективу развития и лёгкое начало для бизнеса
- Низкие цены, а как следствие хороший спрос. Тогда как, кафе и рестораны из-за экономической ситуации люди посещают реже, столовая с доступными ценами служит прекрасной альтернативой
- Меню для широкого клиентского сегмента. Возможность получения дополнительной прибыли от проведения торжественных мероприятий: тематические вечера, банкеты и т. д.
- Организация доставки еды и блюд на вынос, что очень актуально. Сегодня столовая по уровню напоминает кафе с ориентацией на незатейливый дизайн, простое меню и доступные цены.
Недостатками являются:
- Средний срок окупаемости
- Конкуренция. Поэтому перед тем, как открыть предприятия необходимо изучить предложения рынка, выбрать концепцию развития и целевую аудиторию.
Форматы столовых
- Городская: рассчитана на любых посетителей, находится рядом с градообразующими предприятиями и учебными заведениями
- В административном здании, при учебном учреждении, медицинской организации: предоставляет услуги питания ограниченному кругу
- Как вариант, можно на базе учреждения открыть небольшую точку питания: буфет. Это потребует меньших вложений и более быстрой окупаемости
- В торговом центре: служит частью ресторанного дворика на 40-50 мест
Интересный формат имеет закусочная, которую разумно организовать при входе в ТЦ или на главной улице города - В бизнес-центре: работает для сотрудников, а также в определённые часы принимает остальных посетителей
Определившись с целевой группой, приступают к дальнейшему планированию.
Пошаговый бизнес план открытия столовой
Прежде чем строить любой бизнес, и столовая не является исключением, необходимо составить и проработать бизнес план, причём не только статьи расходов. В бизнес план стоит включить и неочевидные пункты, которые в дальнейшем могут сильно сказаться на рентабельности вашего заведения. Ниже постараемся учесть их все.
Анализ спроса и конкуренции
Такое популярное заведение общепита, как столовая всегда будет пользоваться спросом у потребителей. Даже если произойдёт заметное снижение уровня доходов населения, посещение столовой не станет обременительным. К тому же, интересная концепция обязательно привлечёт целевую аудиторию.
Конкурентов на рынке корпоративного питания немного, поэтому всегда можно найти свободную нишу: например, школьная столовая, при больнице, в бизнес-центре.
Главное, изучить рыночную ситуацию в вашем городе и по итогу действовать дальше.
Поиск и ремонт помещения
На данном этапе нужно решить вопрос получения в пользование места. Будет ли это покупка коммерческой недвижимости или аренда. Величина аренды зависит от месторасположения и региона нахождения, и варьируется в пределах 10-50 тыс. руб. за квадратный метр.
При выборе помещения учитывают пешеходный трафик, расположение от крупных предприятий, наличие развитой инфраструктуры, заметность места. Его состояние должно соответствовать предписаниям строительных и санитарных норм, пожарной службы.
Лучшим вариантом является помещение, в котором ранее уже размещалось заведение питания или магазин. В этом случае можно сэкономить на проектировании.
Инженерное проектирование подразумевает разработку архитектурного проекта и подведения коммуникаций
Технологическое проектирование направлено на подбор оснащения и планирование размещения оборудования
Составить дизайн-проект можно самостоятельно или с помощью профессионалов-дизайнеров
При заказе проектов объём первоначальных затрат возрастёт. Расходы на ремонт составят около 2 тыс. руб. за квадратный метр в зависимости от объёма работ.
Определяемся с меню столовой
При разработке пунктов плана акцентируют внимание и на меню столовой. Его составляют несложные в приготовлении, но разнообразные блюда:
- Холодные и горячие закуски, салаты
- Разнообразные супы
- Гарниры
- Вторые блюда из овощей, рыбы, мяса
- Мучные изделия
- Сладкие блюда
- Напитки, соки
На первых порах можно закупать полуфабрикаты для приготовления некоторых блюд.
Поставщики
Выбирая поставщиков, учитывают размеры бизнеса. Имея небольшую столовую, закупку осуществляют в магазинах или мелкооптовых рынках. При крупных масштабах предприятия понадобятся оптовые поставки. Закупка оптом выгоднее на 15-20%.
Найдя поставщика, лучше сразу заключить с ним долгосрочный договор о сотрудничестве. Этим вы обеспечите бесперебойность и качество производства.
Оформление документов
Зарегистрировать бизнес можно в качестве общества с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимательства. Для оформления ИП понадобится:
- Заявление о государственной регистрации
- Документ об оплате госпошлины в размере 800 руб.
- Документ, удостоверяющий личность
Плюсами ИП являются: упрощённая система налогообложения по ставке 15% или 6%, отсутствие устава и распоряжение денежными средствами расчётного счёта в своих интересах. Минус в том, что отвечать по обязательствам придётся своим имуществом.
ООО рекомендуется открывать при обслуживании юридических лиц. Плюс его в несении ответственности размером уставного капитала.
Прописываемые коды ОКВЭД:
- 55.30.-о деятельности ресторанов и кафе
- 55.40.-о деятельности баров
Для торговли алкогольными напитками, предполагает получение лицензии
- 55.51.-о деятельности столовых при предприятиях и учреждениях
- 55.52.-о поставке продукции общественного питания
В Роспотребнадзоре и Госпожнадзоре нужно получить разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. Помимо основных документов для предоставления потребуются: договора аренды помещения, на утилизацию мусора и твёрдых бытовых отходов, сертификаты соответствия продуктов, медицинские книжки персонала, документы на установку противопожарной сигнализации и другие.
Найм персонала
Кадровый состав предприятия включает следующие должности: руководитель и заведующий производством, бухгалтер и кассир, водитель, технолог и повар, сотрудник линии раздачи и кухонный рабочий. Каждый сотрудник должен иметь медицинскую книжку с проставленными отметками.
Закупка оборудования
Важным этапом бизнес плана является приобретение необходимого технологического оборудования и кухонного инвентаря. Для технического оснащения столовой с расчётом пятидесяти посадочных мест потребуется:
Комплектование линии раздачи:
- Прилавком для столовых приборов стоимостью 25 тыс. руб.
- Холодильной витриной в 153 тыс. руб.
- Прилавком-мармитом первых и вторых блюд на 118 тыс. руб.
- Прилавком для горячих напитков 34 тыс. руб.
- Поворотным модулем ценой 29 тыс. руб.
- Кассовой кабиной в 34 тыс. руб.
Правильно подобранное оснащение для раздаточной линии ускорит процесс обслуживания, что повлияет на его качество и число клиентов
Из кухонного оборудования:
- Жарочный шкаф за 40 тыс. руб.
- Жарочная поверхность стоимостью 39 тыс. руб.
- СВЧ печь в 14 тыс. руб.
- Сковорода электрическая порядка 80 тыс. руб.
- Электрическая блинница в пределах 15 тыс. руб.
- Электроварка около 85 тыс. руб.
- Мясорубка за 21 тыс. руб.
- Картофелечистка в 39 тыс. руб.
- Ванна моечная односекционная в количестве пяти штук на 19 тыс. руб.
- Двухсекционная моечная ванна за 7 тыс. руб.
- Производственный стол стоимостью 4 тыс. руб.
- Два стеллажа на сумму 20 тыс. руб.
- Полки настенные в количестве двух штук на 4 тыс. руб.
- Вытяжная конструкция в 10 тыс. руб.
- Рукосушитель около 3 тыс. руб.
- Хлеборезка ценой 63 тыс. руб.
- Шкафы: морозильный и холодильный на общую сумму 100 тыс. руб.
- Блендер стоимостью 12 тыс. руб.
- Миксер в 22 тыс. руб.
Кухонная посуда и инвентарь:
- Сковороды алюминиевые и чугунные на общую сумму 3 тыс. руб.
- Несколько форм для выпечки стоимостью 300 руб.
- Профессиональный варочный котёл за 11 тыс. руб.
- Глубокие лотки стоимостью 2 тыс. руб.
- Набор ножей: поварских и универсальных выйдет в 2-3 тыс. руб.
- Доски разделочные маркированные порядка 3 тыс. руб.
- Подносы столовые в количестве 40 штук обойдутся в 4 тыс. руб.
- Половник, тёрка, лопатка, венчик и щипцы универсальные на 1 тыс. руб.
- Солонки и перечницы по 40 штук на 2-3 тыс. руб.
Посуда и столовые приборы: ложки, вилки, ножи по 50 штук каждого наименования на 20 тыс. руб.
Мебель для зала должна совпадать с дизайном интерьера, быть компактной и удобной:
- Столы в количестве 40 штук на общую сумму минимум 100 тыс. руб.
- Стулья в количестве 50 штук обойдутся минимум в 44 тыс. руб.
Как видим, закупка оборудования является основной статьёй затрат. Экономить здесь не стоит. Так как от удобства и надёжности техники зависит производительность труда и уровень предоставляемого сервиса. Приобретая качественное оснащение, вы избежите расходов на его ремонт и замену.
Реклама и маркетинг
Реклама должна быть направлена на людей в данной локации. Поэтому целесообразно использовать такие маркетинговые инструменты:
- Яркая вывеска на входе способна привлечь много клиентов
- Распространение листовок по ближайшим организациям, офисам
- Раздача буклетов на улице
- Гибкая ценовая политика
Для привлечения целевой аудитории следует установить демократичные цены в столовой. А также предоставлять дополнительные скидки постоянным клиентам, устраивать бизнес ланчи и комплексные обеды.
Неплохо создать фирменный стиль столовой, который придаст характер заведению, узнаваемость и статусность.
Сколько стоит открыть столовую
В общей сложности, на открытие заведения понадобится порядка 2400 тыс. руб., из которых:
- На ремонт и аренду помещения уйдёт 720 тыс. руб.
- На закупку оборудования потребуется ~1,5 млн.руб.
- На продукты и сырьё около 130 тыс. руб.
- Регистрацию дела 30 тыс. руб.
- Маркетинговую деятельность в районе 35 тыс. руб.
- Непредвиденные траты 185 тыс. руб.
Сколько можно заработать
Посчитать конкретный размер прибыли на этапе открытия сложно. Величина будет определяться грамотностью управления и маркетинговой политики. В среднем торговая наценка на продукцию столовой составляет 100-300%. Это немного. Поэтому разумно делать ставку на товарооборот и проходимость. По окупаемости вложений срок от года до полутора лет говорит о хорошей рентабельности.
Возможные проблемы и риски
Если по истечении этого времени, вам не удалось выйти на окупаемость, возможно влияние следующих причин:
- Не соответствующее выбранной концепции место деятельности
- Неграмотное управление
- Неудовлетворительное качество продукции
- Воровство среди сотрудников
Помимо проблем на бизнес могут оказывать влияние некоторые риски:
- Низкая покупательская способность, выраженная в снижении посещаемости столовой и, как следствие, неполучение прибыли
- Неправильно выбранная целевая аудитория или место
- Законодательные риски, требующие строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических, пожарных и других норм
- Специфика деятельности, исключающая активное проведение рекламных акций
- Внимательно прорабатывайте шаги бизнес плана, анализируйте свои действия, пользуйтесь доступными маркетинговыми инструментами. Тем самым вы избежите многих ошибок.
Подводя итоги, хочется отметить преобладание положительных сторон ведения бизнеса. При правильном подходе он способен принести высокую прибыль. Стоит только верно выбрать концепцию, гибкую ценовую политику и целевую аудиторию. Этим вы минимизируете риски, быстрее окупите вложения и получите доход.