Табачный магазин — стабильный, рентабельный и перспективный проект. Несмотря на борьбу с курением, которая идет во многих странах мира, реализация табачной продукции на сегодняшний день — один из прибыльных видов малого бизнеса с минимальными рисками банкротства.
Если вам уже есть 18 лет и вы ищете возможности запуска собственного дела, рассмотрите вариант открытия табачного магазина с нуля. Как это сделать, рассмотрим более детально.
Содержание
Особенности бизнеса на табачных изделиях
При грамотном подходе к бизнесу на табачных изделиях стабильный доход может появиться уже в начале работы. Важное преимущество по сравнению с реализацией алкоголя — отсутствие лицензии на данную деятельность.
Кроме того:
- табачные изделия компактны, их легко транспортировать;
- сигареты не нуждаются в масштабной рекламе — более того, многие ее виды официально запрещены применительно к табачным изделиям;
- товар нельзя выкладывать на витрину ларька.
Владелец магазина должен знать, что:
- продавать сигареты поштучно нельзя;
- расстояние от магазина до ближайшего образовательного или культурного учреждения должно быть не меньше ста метров;
- за продажу сигарет несовершеннолетним ответственность ложится на владельца бизнеса;
- продавать табак запрещено в общественных местах и через интернет-магазины.
На каждой единице товара обязательно должна быть акцизная марка.
Бизнес-план магазина табака с нуля
Не допустить финансовых ошибок помогает пошаговая стратегия действий:
- изучите специфику рынка и особенности продажи табака;
- зарегистрируйте ИП, соберите разрешительные документы;
- составьте смету расходов;
- найдите помещение под магазин, оформите аренду;
- определитесь с ассортиментом;
- найдите поставщиков продукции;
- наймите штат сотрудников;
- решите правовые вопросы;
- продумайте и запустите рекламу.
Анализ спроса и конкурентов
Внутренний рынок нужно изучить по следующим критериям:
- количество торговых точек конкурентов — где расположены, чем и по каким ценам торгуют, какие имеют конкурентные преимущества, как привлекают целевую аудиторию;
- потребительский спрос — на какой ценовой сегмент ориентируется большинство покупателей курительной продукции, какие торговые марки и ассортиментные позиции предпочитает.
На основании полученной информации:
- определяют формат ведения бизнеса;
- находят рычаги воздействия на потенциального потребителя;
- формируют ассортимент и ценовую политику;
- прорабатывают собственные конкурентные преимущества.
Проработка ассортимента
Не менее половины ассортимента должны составлять сигареты. Для формирования топовых позиций подходит общая статистика лидеров продаж.
Учитывайте, что самые востребованные — товары среднего ценового сегмента. Изучите ассортимент конкурентов, табачная лавка — не тот магазин, который наполняют тем, чего нет у других продавцов.
Кроме сигарет, закупите:
- электронные аналоги;
- сигары;
- смеси для кальянов.
Добавьте аксессуары:
- зажигалки;
- кальяны и все к ним;
- пепельницы;
- курительные трубки;
- портсигары.
Читайте также про магазин подарков
Аренда помещения для торговли табаками
Возможные концепции реализации табачных товаров:
мини-формат — ларек (для небольших административных центров), киоск, павильон или стационарная торговая точка — магазин, табачный минимаркет.
Удачное расположение заведения:
- у остановок;
- в местах с высоким пешеходным трафиком;
- на рынках;
- в торговых центрах.
Желательно держаться подальше от:
- учреждений здравоохранения;
- детских заведений;
- гостиниц;
- развлекательных и спортивных комплексов.
Требования к помещению:
- отсутствие сырости;
- вентиляция;
- система отопления;
- канализация;
- водопровод.
Рекомендуемая полезная площадь для павильона — 7-9 метров. Для магазина — от 30 квадратов с возможностью зонирования на склад, торговый зал, техническое помещение, санузел.
Покупка торгового оборудования
Табачная продукция — товар малогабаритный.
Чтобы он хорошо просматривался, нужно специальное оборудование:
- хьюмидоры — мебель, где хранят запасы товара. Количество — исходя из масштабов и возможностей инвестирования;
- стеллажи. Идеальный вариант — с вмонтированной подсветкой;
- небольшие витрины для премиальной продукции и аксессуаров. Их размещают отдельно от основного ассортимента;
- торговая мебель — столы, стулья, кассовая зона;
- приборы искусственного освещения;
- уголок потребителя;
- кассовый аппарат.
Обратите внимание! Все стеллажи и витринное оборудование должны закрываться. Это требование законодательства
Разрешительная документация
Поскольку данная сфера бизнеса не подпадает под обязательное лицензирование, процедура его легализации — стандартная.
Предприниматель обращается в ФНС и регистрирует ИП или ООО: посещает службу лично или через Госуслуги.
Следующий шаг — выбор кодов и системы налогообложения.
Доступные коды деятельности ОКВЭД:
- для реализации табачных изделий в специализированной розничной сети — 47-26;
- для продажи электронных товаров — вейпы, электронные сигареты — 52-45.
Далее:
- открывают расчетный счет в банке;
- получают разрешение от санитарной службы и пожарной инспекции;
- согласовывают открытие магазина с Роспотребнадзором;
Нужно заключить договора аренды, найма сотрудников и на вывод ТБО.
Поиск поставщиков и закупка первой партии товара
Оптимальный вариант закупки товара — напрямую у производителя. Это сложно, если вы не нацелены на приобретение крупных партий изделий — с мелким оптом заводы предпочитают не связываться.
Второй вариант — дилеры. Их находят на интернет-ресурсах.
Среди популярных:
- российская компания Мегаполис — для табака и сигарет;
- торговые площадка Китая — АлиЭкспресс и другие — для аксессуаров и комплектующих.
При выборе торговых партнеров учитывают: наличие сертификата и цены.
Персонал
В небольшой торговой точке и первые месяцы можно работать самостоятельно. Это экономит стартовые вложения, но исключает возможность круглосуточной работы точки. Если в вашем магазине широкий ассортиментный ряд, целесообразно привлечь помощников.
В штат нанимают:
- продавцов — 2-4 человека, в зависимости от планируемого графика работы магазина;
- уборщицу;
- охранника.
Требования к продавцу:
- знание ассортимента;
- вежливость;
- умение ненавязчиво рекламировать товар, косвенно мотивируя к покупке. Это очень важное требование — экономически целесообразнее обучить сотрудников, чем потом платить крупные штрафы за нарушение законодательства.
Читайте также: магазин бижутерии
Реклама и маркетинг
Возможности маркетинговых и рекламных мероприятий в данной сфере регламентируются действующим законодательством. Статья 23 Федерального закона «О рекламе» регламентирует основные требования к рекламе табачных изделий.
Документ накладывает ряд ограничений на продвижение табачной продукции. Несоблюдение положений чревато штрафными санкциями.
Закон запрещает следующие способы рекламы:
- бесплатная раздача изделий;
- презентация наименований, логотипов, сигаретных брендов — кроме товарной упаковки;
- акции, дегустации, розыгрыши, конкурсы — когда это предполагает приобретение сигаретных изделий.
Кроме того запрещается демонстрация процесса курения, реклама на первой и последней странице газет, на радио, ТВ, транспорте, в детских и лечебных учреждениях. Есть еще ряд ограничений, а также каждая реклама должна включать предупреждение о вреде курения.
Разрешены к использованию:
- вывеска — придумайте информативное название магазина, закажите креативную вывеску с неоновой подсветкой;
- социальные сети — на страницах популярных ресурсов размещают информацию о продукции. Все сведения носят исключительно справочный характер;
- собственный сайт. Допустимый контент — каталоги продукции, аналитические материалы;
- сотрудничество с популярными блогерами — презентация табака, кальянов, сигарет. Без прямого призыва к их приобретению;
- продвижение непосредственно в торговой точке — закон не запрещает консультировать посетителей, разъяснять им специфику изделий.
Не менее результативным методом рекламы считается правильный выбор ассортиментных позиций. Грамотный маркетинг, исследование рынка и изучение потребительского спроса максимально удовлетворят потребности потребителя, повысят продажи и доходность проекта.
Сколько нужно вложить на старте
На этапе раскрутки проекта нужны крупные инвестиции, большая часть которых идет на приобретение первой партии изделий.
Базовые статьи расходов (примерный расчет в рублях):
- оформление документов и регистрация бизнеса — 10 000;
- аренда торговой точки — 30 000;
- оборудование, кассовые аппарат — 150 000;
- заработная плата персонала — 100 000;
- закупка табачных товаров — 800 000;
- резервный фонд — 50 000.
Чтобы открыть магазин табака, необходима сумма 1 140 000 рублей.
Текущие расходы:
- зарплата сотрудникам;
- коммунальные платежи;
- аренда;
- налоги;
- пополнение ассортимента.
В среднем, содержание магазина обходится владельцу 450 000 плюс налоги.
Рентабельность бизнеса на сигаретах и табаке для кальянов
При удачной локации и востребованном ассортименте вложения окупаются в течение полугода.
Торговая наценка в среднем составляет около 40% за единицу. При указанных вложениях дневной оборот может составить 20-25 тысяч рублей. За вычетом налогов и обязательных платежей получаем чистый доход в размере 250 000.
Рентабельность магазина — 30-35%.
На росте прибыли положительно сказываются следующие факторы:
- клиентопоток;
- отсутствие конкурентов поблизости;
- график работы магазина;
- выгодные цены.
Совет! Дополнительный доход можно получить от реализации кофе — эта услуга довольно популярна в подобных заведениях. Купите кофемашину или возьмите аппарат в аренду. Следите, чтобы стоимость напитка была не выше, чем в соседних кафетериях и точках общепита.
Риски бизнеса
Торговля табачными изделиями — бизнес специфический. Следовательно, и риски здесь отличаются от других проектов.
Главная проблема, с которой сталкиваются начинающие предприниматели — нарушение законодательных норм в силу их незнания. Как известно, незнание юридических аспектов проблемы не освобождает от ответственности и штрафных санкций.
Еще один подводный камень — нарушение запрета реализации табака несовершеннолетним покупателям. Этим грешат много магазины. Штрафные санкции в данном случае настолько велики, что способны погубить развивающийся бизнес.
Кроме того, места, где можно открывать табачные магазины, ограничены. Сложно совместить требование закона с перспективной локацией.
Не менее серьезная проблема — недобросовестные поставщики (завышенные цены, несертифицированная продукция).
Несмотря на юридические сложности и нюансы, бизнес на реализации табачных изделий по-прежнему один из доходных и стабильных. Высокая рентабельность, перспективы расширения, многоформатность и востребованность товаров для курения — все это делает проект экономически целесообразным.
Читайте также: магазин Все для рукоделия